Close

ОРКиСЭ

Информация для родителей (законных представителей) обучающихся начальной общеобразовательной школы

по выбору предмета (модуля)

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

Убедительно просим Вас отнестись к выбору предмета (модуля) ОРКиСЭ с вниманием и ответственностью. Надеемся на то, что полноценное сотрудничество семьи и школы в деле духовно-нравственного воспитания детей принесёт свои добрые плоды.

 

Вам предстоит сделать выбор одного из учебных предметов (модулей) комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) для изучения его вашим ребенком в 4 классе.

Для российских школьников этот учебный курс стал обязательным с 2012-2013 учебного года. В учебный процесс этот курс был введён с целью совершенствования воспитательной задачи образования и преодоления асоциальных явлений в жизни детей и молодёжи.

«Современный национальный воспитательный идеал —  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Так гласит «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», являющаяся составной частью Федеральных государственных образовательных стандартов.

На достижение этого идеала направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

Учебный курс ОРКиСЭ называется комплексным, потому что состоит из шести предметов (модулей):

  • основы православной культуры,
  • основы исламской культуры,
  • основы иудейской культуры,
  • основы буддийской культуры,
  • основы светской этики,
  • основы мировых религиозных культур.

Содержание комплексного учебного курса ОРКиСЭ носит светский (гражданский) характер — у всех модулей единая методологическая и методическая основа.

Для России традиционными являются четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России. Причем признаётся особая роль православия  «в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры», как гласит Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (№ 125-ФЗ).

Граждане, считающие себя нерелигиозными, с уважением относятся к своим религиозным согражданам. Недаром Гимн Российской Федерации начинается словами: «Россия — священная наша держава». В этом же Гимне Россия, являющаяся светским государством, прославляется как «хранимая Богом родная земля».

Все модули имеют общую стержневую идею: любовь к Родине — России, единство Российского государства, межнациональное согласие, межконфес­сиональный мир и сотрудничество всех граждан России ради общего блага. Каждый модуль начинается уроком «Россия — наша Родина».

Любой выбранный родителями (законными представителями) модуль позволяет дать младшим школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культур, предоставляет возможность обсуждать вопросы нравственного характера с опорой на те культурные особенности исторического наследия России, которые для них представляют наибольшее значение.

Учебники для младших школьников по ОРКиСЭ включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, они нацелены на коммуникацию обучающихся, способствуя тем самым обмену мнениями.

Курс ОРКиСЭ входит в состав федерального Базисного образовательного плана, а также учебного плана школы, наряду с другими основными предметами, такими как математика, русский язык и другими.

Родители учащихся третьего класса выбирают один из этих учебных предметов (модулей), который их дети будут изучать в четвёртом классе.

Комплексный учебный курс ОРКиСЭ по своему содержанию имеет культурологический характер, но главная его задача заключается в усилении духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания российских школьников.

Поскольку выбор предмета (модуля) ОРКиСЭ имеет важное воспитательное и мировоззренческое значение, то выбор родителей должен быть свободным, информированным и ответственным. Он должен соответствовать духовно-нравственным и культурно-историческим традициям Вашей семьи. И, самое важное, если Вы будете содействовать освоению Вашим ребенком выбранного Вами предмета из комплексного курса ОРКиСЭ, то это, несомненно, будет способствовать успешному взаимодействию семьи и школы в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания наших детей.

1. Воспитательные цели комплексного курса ОРКиСЭ

Воспитательные цели курса ОРКиСЭ:

  • получение обучающимися знаний о духовно-нравственной культуре народов России;
  • развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России;
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • формирование у детей младшего школьного возраста мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей и традиций народов России.

[свернуть]

2. Правовые основы и принципы изучения предметов комплексного курса ОРКиСЭ

Изучение учащимися российских школ и выбор одного из предметов комплексного учебного курса ОРКиСЭ предусмотрены Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ).

Уважаемые родители!

Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с нижеследующими пунктами статьи 87 этого Закона, касающимися выбора и изучения учебного предмета (модуля), входящего в комплексный курс ОРКиСЭ.

Пункт 1-й этой статьи («Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации») гласит, что учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), включенные в основные общеобразовательные программы, вводятся в систему образования «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Поскольку Законом ставится цель формирования и развития личности прежде всего в соответствии с семейными ценностями, то «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся» (п.2, ст.87, № 273-ФЗ).

Этим же Законом предусматривается, что «примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой    организации»  (п.З.   ст.87,№273-Ф3).

Пункт 6 ст. 87 этого Закона гласит, что «к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации».

Знание указанных пунктов Закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. 1-3,6 ст. 87, № 273-ФЗ) поможет Вам выбрать предмет (модуль) ОРКиСЭ, соответствующий вашему мировоззрению, а также духовно­-нравственным и культурно-историческим традициям Вашей семьи.

[свернуть]
3. Условия и порядок выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из предметов (модулей) комплексного курса ОРКиСЭ

Уважаемые родители!

При выборе предмета (модуля) ОРКиСЭ Вам предоставляется возможность ознакомиться, с целью введения в учебный процесс ОРКиСЭ, с воспитательными задачами предметов (модулей), входящих в состав этого комплексного учебного курса, а также с учебными пособиями.

Информируем Вас, родителей (законных представителей) обучающихся, о Вашем праве на выбор. При этом никто не имеет права склонять Вас к какому-либо выбору под предлогами: удобство для учителя, школы, класса, отсутствие возможностей обеспечить выбор, отсутствие подготовленных учителей, учебников и под другими предлогами.

Как говорилось выше, согласно п.2, ст.87 Закона «Об образовании в Российской Федерации» «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Никто не имеет права и отговаривать Вас от Вашего выбора. Даже если, выбирая модуль ОРКиСЭ, Вы оказались в меньшинстве, Вашему ребенку в любом случае должно быть обеспечено преподавание этого предмета.

Именно Вы, родители, имеете преимущественное право на обучение и воспитание Ваших детей. И поэтому при выборе модуля ОРКиСЭ Вы можете свободно ориентироваться на культуру и традиции, принятые в Вашей семье, на желание изучать свою религиозную и (или) культурно-историческую традицию.

Уважаемые родители! Вы выбираете предмет (модуль) ОРКиСЭ для изучения его Вашим ребёнком в 4 классе. Впоследствии, в исключительных случаях, допускается изменение Вашего выбора. В этом случае Вы должны обратиться к руководителю (директору) образовательной организации лично или с письменным заявлением. Изменение выбора должно быть оформлено новым Вашим заявлением, которое также должно сохраняться в образовательной организации вместе с первоначальным заявлением.

[свернуть]
4.Учебные пособия для комплексного учебного курса ОРКиСЭ

В преподавании модулей ОРКиСЭ могут использоваться учебники, включенные в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

При выборе учебных пособий по основам религиозных культур должно учитываться следующее положение Закона «Об образовании в Российской Федерации»:

«Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации» (п.З. ст.87, №273-Ф3).

Следует также знать, что работа по совершенствованию учебных пособий для комплексного учебного курса ОРКиСЭ продолжается.

[свернуть]
5. Краткая характеристика курса «ОРКиСЭ» (содержание, особенности)
6. Краткая информация о модулях, входящих в учебный курс

ОБЗОР МОДУЛЕЙ

1. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обзор модуля

2. Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обзор модуля

3. Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обзор модуля
4. Учебный модуль «Основы исламской культуры» 

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обзор модуля
5. Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обзор модуля

6. Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обзор модуля

[свернуть]

Преподавать ОРКиСЭ могут учителя (учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), успешно прошедшие соответствующую подготовку.

Информация о преподавателях ОРКиСЭ:

  • Модуль «Основы православной культуры» — Пронина Надежда Рубиновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории;
  • Модули «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» — Дроздова Анастасия Юрьевна, методист высшей квалификационной категории.

Программа ОРКиСЭ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», и связывает в единое целое обучение и воспитание. Курс ОРКиСЭ обеспечивает содержание программ воспитания, нацеленных именно на нравственное воспитание учащихся, а не только на получение ими знаний, умений и учебных навыков.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ:

  1. Форма заявления по выбору модуля ОРКиСЭ   Скачать
  2. Форма протокола РС по выбору модуля ОРКиСЭ     Скачать

 

Информация о введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в МБОУ «Биотехнологический лицей № 21»

УМК «Основы православной культуры» на сайте «Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии РПЦ»

WordPress Lessons