Close

Выступление врио Губернатора Новосибирской области А.А. Травникова

Выступление врио Губернатора Новосибирской области А.А. Травникова
на расширенном заседании совета руководителей общеобразовательных учреждений
при Минобразования Новосибирской области, 16.03.2017

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

В Послании Федеральному Собранию Президент Владимир Владимирович Путин поставил стратегическую задачу − добиться прорыва в повышении благосостояния и качества жизни наших граждан.

Глава государства подчеркнул, что в современном мире важнейшей ценностью и конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к поступательному прогрессу, к повышению качества жизни.

В этом контексте развитие образования обозначено как безусловный приоритет. Новосибирская область неоднократно была упомянута в Послании Президента как регион, в котором реализуются и будут реализованы передовые образовательные и научные проекты. В частности, интеграционный научно-образовательный центр, уникальный синхротронный ускоритель в Академгородке и международный математический центр.

Наша область, тем самым, признана одним из лидеров в развитии научно-образовательного комплекса в стране. Это требует от нас соответствующего уровня работы при реализации поставленных на федеральном и региональном уровнях задач.

 

Развитие дошкольного образования

 Сегодня государство уделяет внимание каждой образовательной ступени, начиная с самого раннего возраста ребенка. Президент отметил, что в стране в целом решена проблема с детскими садами. Однако семьи с детьми также нуждаются в яслях. Это даст возможность молодым мамам продолжить образование или как можно быстрее, если есть потребность, выйти на работу, не теряя квалификацию. Поставлена задача за три года создать более 270 тысяч мест в яслях. Для ее решения регионам будет оказана финансовая поддержка из федерального бюджета в объёме 50 миллиардов рублей.

В соответствии с поручением главы государства к 2021 году мы должны добиться 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до трех лет.

В Новосибирской области на создание мест в яслях и ясельных группах из федерального бюджета будет направлено почти один миллиард рублей (994,6 млн рублей – прим.). Соответствующее Постановление уже подписано Председателем Правительства. Половину из этих средств Новосибирская область получит в 2018 году, остальную часть − в 2019 году. За счет этих средств мы сможем вести строительство и приобретение зданий, пристроек к зданиям или помещений детских садов.

Вместе с этим, на Форуме «Социально-экономическое партнерство» я уже обратил внимание на то, что для комплексного решения этой задачи, создания действительно комфортных условий для молодых родителей и их детей важно развитие альтернативных форм. Речь идет о группах временного пребывания детей, специальных группах раннего развития, а также семейных и частных детских садов.

 

Модернизация общего образования

В сфере общего образования главный приоритет сохраняется − современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Как подчеркнул Президент, − «равные образовательные возможности – мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости».

Государство хорошо понимает, что по-настоящему доступное образование требует последовательного развития сети образовательных учреждений в соответствии с демографическими трендами и, конечно, улучшения материально-технической базы школ.

В нашем регионе в 2018 году будут введены две новые школы в Новосибирске, школа в Оби и реконструировано здание школы в Черепаново. Одновременно мы должны начать строительство еще двух школ в Новосибирске, а также школ в Кольцово и Маслянино.

Новые школы будут обеспечены всем необходимым, чтобы детям с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, навыкам жизни в цифровую эпоху.

 

Поддержка талантливых детей

Первостепенное значение имеет также современное дополнительное образование и внеурочная деятельность в школах. Мы должны продолжить укрепление целостной системы поддержки и развития творческих, исследовательских способностей и талантов наших детей.

В стратегии «Десятилетия детства» одним из приоритетов выделена поддержка и развитие детской одарённости, создание условий для получения детьми дополнительного образования как важнейшие условие воспитания социально активного гражданина.

На базе городских и районных школ, учреждений дополнительного образования нужно создавать и развивать кружки детского технического творчества. Такая задача ставится в рамках Национальной технологической инициативы.

В 2018 году требуется разработать и внедрить модель регионального ресурсного центра по работе с одаренными детьми «Таланты Сибири». Проект выполняется в соответствии с поручением Президента о создании во всех субъектах федерации центров, аналогичных Центру «Сириус».

В 2015 году в Новосибирской области был открыт региональный ресурсный центр «Детский технопарк». В конце 2016 года утверждена Концепция создания и деятельности детских технопарков на территории Новосибирской области на 2017-2020 годы. Развитие этого направления должно стать одной из наших ключевых задач на ближайшие годы.

В некоторых регионах России работа таких технопарков уже приносит результат. В Калининградской области на базе научно-технологического парка «Фабрика» создан детский технопарк «Кванториум». Ребята по заказу различных компаний выполняют определенные технические работы, придумывают собственные технологические решения. Если эти решения устраивают компанию или чем-то впечатлили работодателя, они заключают со школьниками отложенные трудовые контракты. Уверен, в Новосибирской области реализация подобного проекта также принесет хороший результат.

 

Система профориентации

В целом, сегодня вопросам ранней профориентации школьников необходимо уделять особое внимание. В Послании Президент поставил задачу выстроить передовую систему профориентации. Без этого невозможно усилить интеграцию школ в реальные социально-экономические процессы. По сути, наша сверхзадача – создать для ребенка на всех уровнях образования условия по осознанному выбору своего будущего, обеспечить развитие его лучших профессиональных и личностных качеств.

Президент выступил с инициативой в новом учебном году запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году на инициативу будет выделено один миллиард рублей.

В каждой школе Новосибирской области необходимо переходить от мероприятий по выбору специальности обучения к практикам выбора дела всей жизни и сознательного выстраивания будущей профессиональной траектории.

Мы должны прививать молодежи способность ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать осознанный выбор профессионального пути и нести за него ответственность. Таким образом, мы переходим от профориентации к профессиональному самоопределению молодежи.

Этому направлению будет уделено особое внимание в Стратегии развития Новосибирской области до 2030 года. В соответствии с моим поручением министерством образования уже ведется разработка концепции по профессиональному самоопределению школьников и региональной стратегии развития детской одарённости по всем направлениям работы.

 

Уважаемые руководители! Перед образовательными учреждениями стоит широкий спектр задач. Еще раз подчеркну, что нам в ближайшие годы необходимо добиться прорыва в повышении доступности образования и его качестве.

Поэтому крайне важно поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей. Нам нужно выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров, директоров школ. От них во многом зависит формирование сильных педагогических коллективов, атмосфера в школе.

Президент подчеркнул, что в системе образования необходимо развивать движение наставничества. Важность этой практики заключается в том, что она объединяет передовые знания и нравственные основы, обеспечивает подлинное партнёрство и взаимопонимание поколений в образовательных учреждениях.

Другая значимая задача, о которой мы уже говорили, – необходимо преодолеть разрыв в качестве подготовки в школах региона. Эту проблему показывают социологические опросы. В среднем около 70% опрошенных родителей удовлетворены качеством образования, предоставляемого их детям в детских садах и школах. Однако оценки различаются по территориям, особенно выделяется Новосибирск, где очень высок запрос на качественное, отвечающее требованиям времени образование детей. К сожалению, этому соответствуют не все школы даже в областном центре. В связи с этим, многие родители обеспокоены кадровой проблемой – и в Новосибирске, и в районах области жители говорят о нехватке квалифицированных педагогов в детских садах и школах.

Коллеги, это очень важный для нас сигнал. Мало строить детские сады и школы, нужна профессиональная, мотивированная работа воспитателя и учителя, современные обучающие технологии. Без этого мы не добьёмся значительного прогресса.

Важным направлением в работе школ и других образовательных учреждений должно стать формирование системы учительского роста, модернизация системы повышения квалификации с активным привлечением вузов, научных организаций.

В фокусе внимания министерства и муниципалитетов должно быть обновление кадрового состава образовательных организаций с активным привлечением молодых педагогов и руководителей, отвечающих требованиям современного общества, самых современных технологий.

Коллеги, в завершение подчеркну, что наша цель – повысить роль образовательных учреждений в решении стратегических задач, стоящих перед регионом и страной в целом.

Для этого мы должны максимально эффективно использовать потенциал нашего уникального научно-образовательного комплекса, ориентироваться на реальное обновление процессов, подходов к работе и новые стандарты, которые требует современное общество.

 Благодарю за внимание! Готов ответить на ваши вопросы.

 

WordPress Lessons