Close

06.11.2008

Научно-практический семинар «Формирование компетентной личности в расширяющемся образовательном пространстве гимназии»

МОУ гимназия-интернат №21 р.п. Кольцово

«Формирование компетентной личности в расширяющемся образовательном пространстве гимназии»

В наукограде Кольцово на базе гимназии-интерната №21 13 ноября 2008 года прошел научно-практический семинар «Формирование компетентной личности в расширяющемся образовательном пространстве гимназии». В его работе приняли участие около 130 представителей лицеев и гимназий Новосибирска и Новосибирской области, включая весь педагогический коллектив принимающей гимназии.

Семинар проходил в рамках работы Новосибирской Ассоциации лицеев и гимназий, членом которой является МОУ гимназия-интернат №21. Подобные встречи проводятся Ассоциацией лицеев и гимназий регулярно и направлены на обмен опытом, обсуждение проблем и перспектив довузовской системы образования.

Целью этой профессиональной встречи педагогов Кольцово с коллегами из других образовательных учреждений является осмысление образовательной деятельности, осуществляемой школой в контексте комплексного проекта модернизации образования.

Работу семинара открыли руководитель Департамента образования НСО Иванов Владимир Викторович и глава наукограда Кольцово Красников Николай Григорьевич.

С приветственным словом выступил президент Ассоциации, профессор, ректор НГТУ Пустовой Николай Васильевич.

Современная модель образования, ориентированная на решение инновационных задач, была рассмотрена в докладе кандидата педагогических наук, зав.кафедрой НИПКиПРО, профессора, заслуженного учителя РФ Каменщиковой Людмилы Алексеевны.

О роли гимназии в развитии социально активной личности рассказала Суслопарова Людмила Васильевна, директор МОУ гимназии-интерната № 21 р.п. Кольцово, руководитель высшей квалификационной категории, Почетный работник образования РФ.

Педагоги гимназии-интерната №21 подготовили 12 сообщений, в которых представили свой педагогический опыт и его осмысление в свете новых требований к личности учащегося и педагога со стороны общества и государства.

На семинаре работали три секции по направлениям: «Гуманитарные предметы», «Предметы естественно-математического цикла», «Воспитательная работа в школе».

В рамках работы гуманитарной секции «Компетентностный подход в изучении гуманитарных предметов» были рассмотрены проблемы развития творческих способностей обучающихся на предметах гуманитарного цикла посредством формирования и развития коммуникативно-языковой компетентности. Руководил секцией Анатолий Михайлович Аблажей, к.ф.н., доцент кафедры логики и методологии науки НГУ, зав. сектором социологии науки и образования института философии и права СО РАН.
С докладами на этой секции выступили учителя гимназии:
Герасимова Г.В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, зав.кафедрой начального обучения, отличник образования: «Развитие устной и письменной речи как средства формирования умственных и творческих способностей обучающихся начальной школы»;
Гринченко И.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории: «Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку и литературе (ЕГЭ, часть С): практика формирования языковой компетенции учащихся»;
Патрушева Л.И., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения: «Роль литературной гостиной в создании особого гуманитарного пространства в гимназии и наукограде Кольцово»;
Артеменко Т.Г., учитель истории высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения: «Формирование социокультурной компетенции учащихся в процессе изучения истории»; а также коллеги из гимназий Новосибирска:
Мыринова В.П., МОУ гимназия №7 «Сибирская», с докладом «Формирование коммуникативной компетенции учащихся среднего звена на занятиях элективного курса «Основы журналистики»»;
Мордвинова Т.В. и Полуян Т. М., МОУ гимназия №8, «Использование технологии критического мышления для формирования коммуникативно-языковой компетентности школьников на уроках литературы» и «Развитие социо- и кросс-культурных компетенций учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время».

Работу второй секции «Создание условий для развития ключевых компетентностей и социального опыта обучающихся» возглавила Василя Сахияровна Барсукова, к.б.н., зав. кафедрой естественно-научного образования НИПКиПРО. Участники секции обсуждали проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. С докладами выступили:
Ярыгина С.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ: «Формирование ключевых компетенций у учащихся начальной школы на предмете математика»;
Лозовая Т.Б., учитель математики высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся в рамках профильного образования»;
Пахалюк С.И., учитель начальных классов первой квалификационной категории «Начальный опыт организации экологического образовательного проекта с младшими школьниками»;
Гетко Г.А., учитель географии и обществознания высшей квалификационной категории, зав. кафедрой естественных наук: «Формирование исследовательской компетентности у учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин»
и гость гимназии Лагута Т. И., учитель географии высшей квалификационной категории, зам. директора по УВР МОУ гимназия №8 с докладом «Компетентностный подход в изучении географии».

На третьей секции «Сотворчество детей и взрослых в воспитательном пространстве гимназии» педагоги говорили об открытом воспитательном пространстве гимназии как ведущем условии развития социально активной личности. Руководил секцией Леонид Иванович Боровиков, к.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики НИПКиПРО.
Катковская Л.В., учитель географии высшей квалификационной категории, социальный педагог, зав. кафедрой воспитания, выступила с сообщением «О системе воспитательной работы в условиях открытого образовательного пространства гимназии»;
Семенов С.Ю., учитель истории и педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, зам. директора по воспитательной работе, лауреат регионального конкурса методических разработок им. С.А. Шмакова, представил опыт: «Развитие и воспитание ребенка в клубе самодеятельной песни «Свечи»»;
Малиновская М.Л., учитель английского языка высшей квалификационной категории, координатор проекта «Миниамериканская школа в Кольцово»: «Формирование кросс-культурной компетенции и сотворчество учащихся и учителей – участников российско-американского образовательного проекта».
Коллеги из гимназий Новосибирска Пивченко С.Н., МОУ гимназия №7 «Сибирская», и Гусева Т. Л., МОУ гимназия №8, представили доклады «Школьная детская организация как средство формирования социальной зрелости ребенка» и «Биоэкоклуб «Родник» в формировании экологической компетенции школьников».

Участникам семинара удалось рассмотреть насущные вопросы образования в контексте компетентностного подхода к развитию личности ученика и педагога. Отмечена роль личности педагога в организации и осуществлении современного и эффективного образовательного процесса. Указывалось на необходимость поддержки педагога в преодолении психологического барьера, вызванного радикальной модернизацией образования. Участники семинара особо отметили отсутствие единых критериев оценки уровня сформированности компетенций и компетентностей учащегося, что делает невозможным анализ динамики этих качественных образований. Необходимы «измерители объективные и универсальные для всех»! Путь модернизации, на который стала школа, был определен как эволюционный и позволяющий сохранить все лучшее, что уже было создано в системе образования (Аблажей А.М.).

В целом работа семинара получила 100% позитивную оценку (по результатам анкетного опроса участников). Педагоги гимназии-интерната №21 представили создаваемое ими образовательное пространство учащихся и учителей, которое включает более 70 наименований проектов и различных видов внеурочной развивающей деятельности. Основными секторами образовательного пространства гимназии являются: сектор интеллектуального развития, здоровье и спорт, искусства, сектор социально значимой активности, самоуправление и печать.

Участники семинара отметили высокий уровень организации мероприятия и уровень профессионализма педагогов гимназии Кольцово, «которому могут позавидовать многие школы Новосибирска» (цитирование высказывания одного из директоров). Представленная система образовательной деятельности гимназии, преемственность младшей, средней и старшей школ, сплоченность педагогического коллектива, уникальные проекты, методы и приемы формирования компетентностей и «развития ученика и учителя, что немаловажно», были отмечены педагогическим сообществом как значимые и актуальные.

Семинар предоставил участникам «возможность профессионального общения, обмена опытом, вычленения важных направлений в образовании», а также дал возможность «сравнить или определить место своего учреждения в общей системе образования и оценить, правильно ли ты идешь».

Поскольку педагоги гимназии Кольцово представили подавляющее большинство докладов, было высказано предложение, ограничивать число выступлений на одной секции пятью докладами, давая возможность в первую очередь представить опыт работы принимающей школе, и оставлять больше времени для обсуждения поднятых проблем, совместного поиска путей их решения.

Все участники семинара, представившие доклады, получили сертификаты, заверенные руководителем Департамента образования НСО В.В.Ивановым, президентом Новосибирской Ассоциации лицеев и гимназий Н.В. Пустовоем и директором принимающей гимназии Л.В. Суслопаровой.

Закончу обзор одним из множества добрых пожеланий, высказанных в адрес педагогов 21-ой:

«Так держать! Спасибо за ваш опыт и труд!».

Хорошилова В.Н.,
зам. директора по НМР
МОУ гимназия-интернат №21
р.п. Кольцово НСО

WordPress Lessons