Close

02.03.2014

Дни гуманитарных наук продолжаются…

 pushkin_gogolИ сегодня Похвальное слово к  знаменательным датам: 205 и 215 лет со дня рождения  Гоголя и Пушкина соответственно…

Добрый день, школа!

1.  Два гения великой России… Это, конечно, Пушкин и Гоголь. Великая Россия была награждена этими своими сынами на переломе XVIII  и  XIX веков. И теперь представить, что мы могли бы жить без пушкинской поэзии и гоголевской прозы, просто невозможно.

Пушкин родился в год 90-летия Полтавской битвы, которую воспел в своей поэме а Гоголь — в её столетний юбилей и в тех местах, которые дышали петровской эпохой и политы кровью за освобождение России от католического ига.

Вслед за самим Гоголем мы привычно говорим, что его  не было бы без Пушкина. Уже только двух сюжетов двух бессмертных произведений («Ревизора» и «Мёртвых душ»), подаренных Пушкиным Гоголю, хватило бы последнему на всю оставшуюся жизнь, но, кроме этого, что стоит личное общение с поэтом-гением!  Да, талант Гоголя развил и направил Пушкин.

2. А без чего, без кого не было бы самого Пушкина?

Да, без Державина, Карамзина, а также и без Арины Родионовны, без Михайловского. То есть без России. Без Михайловского мы, может быть, лишились бы Пушкина, ибо он, по горячности характера и по законам чести, непременно бы участвовал в декабристском бунте, пусть даже, будучи монархистом,  и осуждая его. Он же прямо так и ответил государю на вопрос: «Где б ты был 25 октября, ежели  бы был в Петербурге?» — «На Сенатской площади, государь».

Любое размышление о Пушкине обязывает нас к предельной искренности и величайшему такту в разговоре о нём как о человеке, явившем собой эталон человеческой личности, воплотившейся в солнечной поэтической стихии, с которой начиналось пробуждение души в каждом из нас. Зачинатель золотого века русской поэзии, Пушкин не знал дисгармонии  ни в одном  своём душевном движении, ни в одном окончательном решении относительно победы человеческого духа над мраком невежества и торжества Добра. И видел себя в грядущем мире.

Ум его был чрезвычайно богат, глубок и всеобъемлющ. Светоносный гений Пушкина заповедал грядущим поколениям чудо духовного преображения жизни в искусстве — в поэзии.

Нельзя не заметить, читая Поэта, что человеческое сердце и душа есть главный источник  обращений его ко всему светлому и святому: они для него  — высшая нравственная инстанция.  Гармония и ясность, широта и гуманность взгляда на мир, готовность откликнуться на любое явление мировой культуры, а также поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте — всё это в Пушкине и его поэзии, и оно стало таким привычным для нас, что часто даже не замечается. Мы привыкли к тому, что у нас есть Пушкин, и мир привык, что от века была щедра на гениев русская земля. Оттого, видимо, и бывает не совсем уютно нашим гениям среди нас. «Чёрт догадал меня родиться в России с душой и талантом!» — в порыве горячности  воскликнет он. Но  вместе с тем поэт до последнего вздоха служил русской земле. Он был убеждён, что только служение красоте и искусству есть высшее счастье и право художника. Гоголь говорил, что в облике А.С. Пушкина мы имели совершенного во всех отношениях русского человека, который явится миру, может быть, через двести лет. Срок, поставленный великим писателем, ещё не истёк — дай-то нам Бог!

3. Борьба же самого Гоголя за преображение русской жизни совершалась в тяжких противоречиях. Он был готов отрешиться от самого искусства, коль скоро оно не смогло немедленно и кардинально обновить жизнь, а значит,  счёл себя к нему не способным.

Красота и добро, религия и искусство, слово и дело — Гоголь с колоссальной силой обнажал такие  социальные и духовные противоречия, для решения которых призвана, может быть,  целая человеческая история. Но и целая история человеческая способна решать их только потому, что её взваливают на свои  слабые, на свои могучие плечи —  его, человечества, —  великие сыны: глашатаи, пророки.

Художник, создавший «Мёртвых душ» и «Ревизора», конечно, должен был чувствовать в себе «львиную силу». В этих произведениях он прежде всего хотел обрести точку опоры, чтобы перевернуть целый мир, во всяком случае,  русский мир, в который он твёрдо верил и на который он до конца жизни надеялся. Была ли эта непоколебимая вера лишь наивной мечтой и благим пожеланием? —  А у Гоголя нашлись тому доказательства. И они были для него безусловными,  не имеющими и тени сомнения. Их, по его убеждению, два.

Первое доказательство — это слово…  Его тайна и степень влияния. Второе — в его  способности предвидения: именно  сила гоголевского прозрения впервые открыла и для него самого, и для всей русской жизни подлинный смысл русского живого чуда — Пушкина. А уже после гибели поэта Гоголь напишет: «Всё  высшее наслаждение моей жизни исчезло вместе с ним». И ещё: «Когда я творил, я видел перед собою Пушкина».

4. Жизнь поэта и его творчество неразделимы. По определению Белинского,  творения Пушкина образовывают и развивают не только эстетическое, но и нравственное чувство. И.С. Шмелёв, писатель XX века, «дерзнул» сравнить книги Пушкина с книгами священными, сказав: «Есть у народов книги священного откровения. В годины поражений народы черпали силы у них. Сердце нам говорит, что у нас наше откровение — Пушкин…».

«Пушкин… не столько «говорит» о тайне бытия, мира и человека, сколько предъявляет нам её. Нам предъявляется не только художественная, но прежде всего человеческая реальность, которую мы должны лично пережить; предлагается проблема человека, которую мы должны лично решить;  а уж каждый смотрит в это «волшебное зеркальце» по-своему, каждый судит, размышляет  и выносит оценки в пределах своих понятий.

Два гения  великой России… Она была ими награждена не случайно. Вот почему сейчас представить, что мы могли бы жить без пушкинской поэзии и гоголевской прозы, невозможно.

С праздником  настоящей литературы  вас!

С юбилеями великих сыновей Отечества!

WordPress Lessons